23 ноября - 126 лет со дня рождения Александра Александрова-Серж

23 ноября - 126 лет со дня рождения Александра Александрова-Серж

Александр Сергеевич Александров-Серж (23.11.1892 - 17.03.1966), основатель конно-акробатического ансамбля “Жокеи-наездники”. Он впервые вышел на манеж в 6-летнем возрасте, участвовал в цирковых пантомимах, исполнял акробатические номера, позднее был вольтижёром в конных номерах, гимнастом. 

В 1917-1919 гг. выступал в Петроградском цирке (бывш. Чинизелли): был наездником, вольтижёром в воздушном полёте «Трио Икар». В последующие три года Александр Серж выступал на подмостках Театра народной комедии как драматический артист. 

С 1921 г. по 1924 г. преподавал акробатику в творческом объединении ФЭКС (Фабрика эксцентрического актёра, организованная Г. Козинцевым, Л. Траубергом и С. Юткевичем).

Из всех освоенных цирковых и театральных жанров, особых успехов Александр Серж добился в конном жанре. В 1926 г. создал конно-акробатический дуэт с братом Константином – «Братья Серж». Со временем группа увеличилась до 8 человек, выезжавших на шести лошадях, переросшим в номер «Жокеи-наездники». Выступления ансамбля строились на сочетании акробатики и жокейской езды. Его ансамбль «Жокеи-наездники» не только одним из крупнейших групповых номеров, но и наиболее сильным по мастерству исполнения. В репертуаре номера были сильнейшие трюки акробатики и жокейской езды: «тройной ”курс”» (синхронный прыжок 3-х исполнителей с манежа на спину бегущей лошади), «”курс” всей труппы (8 человек) на двух лошадей, бегущих рядом», «стойка верхнего на руках на голове партнёра, стоящего на крупе галопирующей лошади». 

В 1938 г. поставил пантомиму «Конёк-горбунок».

С конца 1930-х в номер вошли его сыновья: Святослав (07.04.1922-09.06.1984) (как верхний исполнял сложный трюк: «сальто с плеч в плечи к нижнему, стоящему на бегущей лошади») и Юрий (11.11.1923-24.09.1992) – представители третьего поколения Серж.

В 1939 г. Александр Сергеевич получил звание Заслуженного артиста РСФСР. 

В годы Великой Отечественной войны он руководил фронтовой бригадой. Пока его сыновья были на фронте он при Ивановском цирке организовал первую в мире детскую конно-акробатическую студию (1942-1946), давшую путёвку в цирковую жизнь многим талантливым ребятам, её выпускники стали наездниками мирового класса. Тренером-педагогом был Ю. Ахматовский. Когда сыновья вернулись с фронта (1945), семья создала новаторский по трюкам и композиции групповой номер, в который вошли студийцы: Ю. Ахматовский, Виктор Логинов, Владимир Теплов, Геннадий Утехин, 3оя. Хохлова, а также в разное время работали его брат Константин Сергеевич, сыновья Святослав и Юрий, В. Демаш, О. Хохловкина, Юрий. Тамарин-Лукьянчиков. Это был художественный сплав жокейской работы с акробатикой на лошадях. В числе новых, сложнейших трюков: «заднее сальто с плеч нижнего на круп следом бегущей лошади»; так называемая «выпрыжка»: «верхний (Утехин) делал заднее сальто с плеч нижнего (Теплова) и приходил на лошадь, с которой успевал спрыгнуть нижний»; «боковое (арабское) сальто» (исполнитель Логинов), он же демонстрировал авторский трюк «”курс” в темп 10-12 раз подряд». Вершиной мастерства жокеев стали уникальные синхронные прыжки «”курс” на лошадь втроём и вчетвером одновременно» (Святослав и Юрий Александровы-Серж, Виктор Логинов, Владимир Теплов). 

В 1945 г. Александр Александров-Серж поставил в Московском цирке на Цветном бульваре пролог «За Родину».

В 1950 г. под его руководством был создан номер «Русская тройка» (реж. Г. Венецианов), в традициях конной дрессировки, в котором демонстрировались элементы высшей школы верховой езды, жокейской работы и конной акробатики.